Методика проведения военно-полевых сборов

Номинация на тему:

«Методика организации и проведения военно – полевых сборов с юношами 10-х классов по 35 часовой программе».

Данная образовательная программа разработана для практического выполнения совместного приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации №96/134 от 24 февраля 2010 года.

Эта работа получила Диплом 1 степени на муниципальном уровне в номинации «Воспитать патриота».

Автор — преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №7» Астахов Николай ДмитриевичIMG-min


Обращение к Главе администрации муниципального образования «Город Майкоп»

Михаилу Николаевичу Черниченко

Уважаемый Михаил Николаевич!

Я, Астахов Николай Дмитриевич — преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель городского методического объединения преподавателей организаторов, искренне благодарю Вас за неоднократные поздравления к Дню победы. От всей души хочу пожелать Вам долгой и творческой трудовой деятельности на очень ответственной должности.

Вы очень часто встречаетесь творческими, трудовыми и общественными коллективами, смело и твердо принимаете важные решения. От имени своих коллег я прошу Вас принять меня для предметного разговора по поводу предстоящих военно-полевых сборов учащихся 10-х классов, а лучше всего решить такой вопрос без аудиенции. Нам твердо обещают каждый раз командование и военный комиссариат, что в предстоящем году будут проведены учебные сборы, как того требует совместный приказ МО РФ и МО и Н РФ №96/134 от 24 февраля 2010 года и не выполняют. Я в этом году уже оправдывался перед детьми города и преподавателями за уклонение командования части и военкомата от проведения занятий и стрельб, запланированных по утвержденной ими же программе. Пройдет 5 месяцев и начнется та же самая канитель начнут все обещать и никто не останется виноватым.

Я не планировал участвовать в конкурсной работе в этом году, но только пользы ради и чтобы резко обострить проблему решил взяться за написание этого, строго говоря, практико-методического наставления для ,„„„(обещалкиных) Согласно вышеуказанного приказа пункт 37. ОПРЕДЕЛЕНО: «Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), согласованным с военным комиссаром (далее именуется — распоряжение), в котором указываются места и время проведения учебных сборов и далее по тексту.»*., (проживание, организация питания, медицинское обеспечение, доставка граждан к месту сбора утверждает глава муниципального образования пункт №38

Михаил Николаевич, к Вам только одна просьба прочтите в моей работе лишь раздел «Место расположения лагеря и его элементы» и Вы все легко решите. Там нужны пустяшные затраты. Кроме того это место сбора молодежи может стать «МЕККОЙ» для любых массовых мероприятий. Очень хорошо было бы закупить бейсболки для участников сборов с символикой «Единой России» и вообще проводить слеты, например «бардовской» песни и другие общественно значимые мероприятия.

Заранее благодарен Вам и с надеждой жду положительного решения, нужного нащим допризывникам, военно-патриотической молодежи и гражданам города.

Пояснительная записка

Воспитать патриота словами вряд ли возможно. Патриотизм — это внутренняя душевная потребность, он — патриотизм « как любовь» не возникает неожиданно и потом также неожиданно и проходит. Это чувство живет с человеком всегда, привязывается к нему прочно, ведет его уверенно за собой. К слову сказать, не всегда туда куда надо. Для примера можно использовать наш кавказский опыт. Страшная, безоглядная любовь к своей маленькой Родине принесла много бед и страданий для чеченского народа. На этом святом чувстве, зная его силугОчень часто играют псевдо патриоты. Манипулировать патриотически настроенным человеком достаточно просто, он пойдет в огонь и воду за свои убеждения. Патриотизм — это религия, а религия прививается и воспитывается вместе с рождением. Мы за последние десятилетия очень много растеряли на этом исключительно важном фронте борьбы за человека.

Атрибуты патриотического воспитания, как герб, флаг, гимн, традиции нельзя менять часто, а лучше этого вообще не делать. Потребуется не меньше жизни двух поколений, чтобы успокоился маятник противоречий. Давайте вспомним наше недавнее прошлое, как действовал новый флаг и гимн на неокрепшие молодые души. Они ведь погибли под танками, а целые подразделения, которые защищали старые символы, дрались в Прибалтике, как львы. Не случайно, современные руководители нашей страны, возвратили Красное Знамя победы, прошло уже почти 70 лет, а чувство патриотизма живет в душах тех ветеранов и передается нам — их потомкам. Как может человек кричать из-за кардона, что он любит свою родину, оросил ее в трудную минуту и сбежал. Зачем ты посылаешь своих детей’ за границу в раннем возрасте учиться, он ведь там научится тамошнему патриотизму, а потом воспитает тамошнему патриотизму и своих детей.

Я взялся за эту работу не случайно потому что за нее берутся часто сейчас многие плохо представляющие глубину темы, люди у которых нет на сердце раны, люди, не прошедшие испытание временем и горечью утрат. В своем труде я не хочу опираться на чей-то опыт, цитировать чьи-то мысли. Придет май месяц и мы с учащимися 10-х классов, выполняя совместный приказ МО РФ и МО и Н РФ выедем на 5-ти дневные сборы на полигон на полное автономное проживание. Так нам четко пообещали командование бригады и военный комиссариат. К этому времени совсем хорошо было бы подготовить инфраструктуру военно-полевого лагеря, чтобы компетентная комиссия, в состав которой вошли бы члены администрации города Майкопа, представители военного комиссариата, медицинские работники, члены родительского комитета приняла этот объект и тогда нам преподавателям-организаторам не пришлось бы оправдываться перед обществом и государством за некачественный итог проведения обучения допризывной молодежи.

Я на сто процентов уверен, что практические дела, практические поступки, а не слова растят патриотов. Патриотизм очень хорошо уживается рядом с подвигом. Подвиг — это не обязательно бросаться под танк со связкой гранат, подвиг — это каждодневный упорный труд, это нарисованный щедевр, это построенный памятник зодчеству. Не зря говорят: «В жизни всегда есть место подвигу». Привязанность к родному дому, любовь к своему аулу, городу вот с чего зарождается чувство патриотизма. Желание приукрасить, приумножить, прославить свою фамилию, свой клан, свой хутор вот с чего начинает лелеиться патриотизм. Мне например не понятно, как можно унижать беспощадной критикой свою Россию, не делая ничего для ее возрождения. Это выражение «рашен» так часто стало употребляться в унизительном контексте, что становится понятно, почему его так настойчиво терражируют наши недруги.

Я попробую составить программу подготовки юношей допризывного возраста, не обязательно учащихся 10-х классов, а для всех групп юношей и даже девушек, желающих испытать себя в нелегком ратном труде. Все кто хочет попробовать свои силы, закалить свою волю и характер;могут и должны знать, что ничего страшного их не ждет, нужно только набраться мужества и обдуманно рискнуть. Используя свой боевой опыт и почти 30-ти летнюю службу в рядах вооруженных сил, которая начиналась в 60-ти десятые годы, когда войска выезжали в летние лагеря для совершенствования своего боевого мастерства;

Предлагаю программу подготовки вне базового объема подготовки допризывника, так как непосредственно в приказе четко приписаны уровень знании и критерии оценки знании, которые должен получить допризывник по окончании этих военно-полевых сборов. Моя задача составить программу, которая была бы конкретно привязана к моему городу, программа, которая бы помогала более полно и точно выполнить Совместный приказ двух министров. В конце моей работы не будет огромного перечня документов, на которые я буду ссылаться. В моей расчетной документации могут быть ошибки. Например мне трудно будет оценить стоимость затрат на постройку того или иного объекта инфраструктуры лагеря, так как я плохо ориентируюсь в ценовой политике сегодняшнего рынка, но мне хорошо известна схема расчетов и порядок возведения этих не хитрых сооружений, так как у меня есть дополнительное образование многоуровнего менеджера на базе Кубанского государственного университета.

Место расположения лагеря и его элементы

Вряд ли кто-то станет оспаривать важность подбора месторасположения длительного пребывания своеобразного контингента молодых людей. Это место должно быть максимально удалено от городского и сельского поселения, оно должно иметь четкие границы лагеря, соответствующую внешнюю охрану в виде постоянно расположенного поста полиции, хорошее ночное освещение, правильно спланированную дренажную систему и многое другое обеспечение безопасного пребывания юношей на территории лагеря.

Такое место у нас есть в районе Майкопского учебного центра, там в 2002 году уже располагался лагерь допризывников на 500 человек. В 2012 году на сборы в нашем городе может быть привлечено не более 300 человек. У нас есть опыт дооборудования этого участка местности. Туда нужно бросить высотную линию из 4-х, 5-ти столбов, которая должна пролегать вдоль расположения лагеря. По площади лагерь должен быть 4000 кв. метров — 200X200 м На переднем плане должна быть генеральная линия шириной 6 метров от нее в 2-х метрах ряд 10-ти местных лагерных палаток, лучше конечно установить 40 -ка местные палатки У СБ. На правом фланге лагерного городка должна находиться палатка дежурной службы возле которой должен развиваться российский флаг, который должен иметь приспособление для ежедневного подъема флага и равнение на него всего лагерного населения при утреннем построении. В середине лагеря должна располагаться палатка администрации лагеря, в которой должна быть громкоговорящая установка и на палатке должен развиваться штандарт командующего лагерным сбором.

На тыльной стороне лагеря должна располагаться вспомогательная зона, так например палатка для пропогандиско-просветительской работы, в которой должна проводиться работа по предупреждению мелких нарушений, таких как курение, нецензурная брань и т.п., в ней может располагаться на постоянной основе и полицейский наряд. На этой же линии должны находиться лагерные помещения со спортивным инвентарем, учебным оружием и учебными приспособлениями и пособиями для обучения допризывного состава. Медицинская палатка должна быть примерно в середине лагеря на тыльной стороне и должна быть оснащена всем необходимым первичным медицинским набором по оказанию доврачебной помощи. Можно я конечно и другие новшества добавить, но, по моему мнению, не стоит перегружать тыл лагерного обустройства.

Далее в тылу должна располагаться гигиеническая зона. Умывальники из расчета 1 сосок на 5-7 человек *о установленным нормам расчета для проживающих в казарменном фонде и 2 или 3 ванночки для мытья ног. Полевой умывальник — это обыкновенная труба 2-х дюймовая труба со сверлениями и бак с водой на 1,5 — 2 куб. м, сверху тубы устанавливается обыкновенная обрезная доска шириной 15 см для мыльниц.

За гигиенической зоной на расстоянии примерно 10 метров проходит зона котлового и кухонного хозяйства. Эта территория особо оберегаемая. Она должна быть огорожена, иметь крышу, место для резки и хранения хлеба, столы для чистки овощей и фруктов, ванны для мытья посуды и вагончик для хранения продуктов. Столы для разделки мяса и рыбы не предусматриваются, так как питание в лагерных условиях предполагает консервированные мясопродукты. Походная кухня и емкость котлов должна обеспечивать разовую потребность стоящих на котловом довольствии людей.

На расстоянии в 20 метрах в тыл от зоны кухонного хозяйства располагаются 3 выгребные ямы. Одна яма для отбросов недоеденной пищи, очисток овощей и фруктов, одна яма для выброса пластиковой посуды,салфеток, бумаги и всего того (что может сгореть по окончании лагерного сбора.

Далее в тылу проходит зона для отхожего места.1 она по объему должна рассчитываться примерно 75 человеко-часов на 100 человек9пользователей. Сделать его можно очень просто, достаточно огородить территорию высотой 1,20 м, настил изготовить из необрезной доски 60-ти десятки.

Весь лагерь следует огородить условно. Это может быть деревянный частокол высотой сантиметров 50 с расстоянием между столбиками 1 метр, а по верху частокола протянуть спортивную ленту. В лагерь должен быть один въезд через шлагбаум, который должен находиться под строгим контролем дежурной смены. Впускать на территорию лагеря посетителей можно только после окончания плановых,

Материальное обеспечение учебного процесса

Для качественной подготовки допризывной молодежи согласно п. 10 приказа МО РФ и МО и Н РФ командиры частей обязаны оказывать практическую помощь образовательным учреждениям, оказывать методическую помощь в проведении занятий по вопросам обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, военно-патриотическом воспитании граждан, представляют им для проведения занятий объекты учебно-материальной базы.

И самое главное для этих целей они должны целенаправленно осуществлять подготовку военнослужащих для участия в проведении учебных сборов. Поэтому нечего стесняться нажимать на командиров частей, выходить с требованием вплоть цо Командующего военным округом. Нам и надо, то не очень много. При 3-х ротном составе сборов, если учесть что основной упор будет сделан на чистую военную программу, как это звучит в приказе нужно:

1.    Автоматов на 1 учебный взвод примерно -*’30 штук, причем они могут быть учебными, не обязательно боевыми, хранить их можно будет прямо в автоматных ящиках в дежурной смене.

2.    Противогазы имеются в каждой школе, а если кому-то не хватает, то я смогу обеспечить все сборы своими ГП-5.

3.    Инженерно-саперное имущество — учебные гранаты, мины и прочие мелочи можно привезти из части на иоказное занятие на 2 часа и этого будет достаточно для общего ознакомления, с целью более полного представления о тактическом применении этих видов боеприпасов в боевой атакующей или оборонительной тематике.

4.    Для тактической подготовки особенно ничего такого и не требуется. Достаточно изготовить несколько флажков, что сможет смело сделать и сама школа, сделать в каждом взводе согласно штатному списку боевой расчет отделения: командир отделения, старший стрелок, снайпер, пулеметчик, стрелок гранатометчик, стрелок, помощник гранатометчика и несколько стрелков. Вот и атакуй передний край или организуй оборонительный бой с выполнением боевых команд и маневров.

5.    Несколько сложнее будет с радиационной, химической и биологической подготовкой с использованием комплектов ОЗК, так как в школах их практически нет, а со складов воинских частей можно использовать списанные комплекты, наверняка их там накопилось много. По опыту прежней службы при ежегодном списании возникала проблема даже их утилизации. Нужно просто хорошо прозондировать обстановку и выявить существо вопроса.

6.    По медицинской подготовке — остановка кровотечения, наложение повязок на раны верхних и нижних конечностей проблем я считаю вообще нет, так как эти вопросы очень неплохо изучаются в школах, а вот лучше всего это время потратить на перенос раненого на поле боя. Способов много, самый распространенный способ транспортировки на плащ-палатке, на плече, можно волоком, для этого особых затрат не требуется. Достаточно солдатских плащ-накидок 10 штук.

7.    Физическая подготовка в лагере должна быть направлена на выработку выносливости, преодоления себя. Здесь не нужно строить специальные спортивные комплексы, а достаточно предусмотреть в распорядке дня длинную по времени физическую зарядку, не менее 40 минут. Кроссовая подготовка, скоростная тренировка вполне компенсирует недостаток тренажеров и другой специальной спортивно-тренажерной амуниции.

8.    Конечно для строевой подготовки нужен строевой плац, но приемы и правила выполнения движений без оружия вполне можно проводить и на тактическом поле, кроме того нужно использовать каждое передвижение в столовую, на учебное место и т.д. для совершенствования строевых приемов, кроссовой подготовки, разучивания строевой песни.

9.    В боевой подготовке главное человек. Самой главной фигурой боевого процесса в подготовке рядового бойца является младший командир, вот где зарыта собака^ исходя из опыта прошлых сборов, солдат и сержантов для проведения занятий категорически не хватает. В крайнем случае, этот воин не занятие проводит, а следит за тем, чтобы не украли автомат или какую-нибудь материальную ценность. Командование части можно понять, у них точный и срочный объем заданий и отвлечение от караульной или нарядной службы значительного количества военнослужащих существенно сказывается на ритме жизни воинского коллектива. Приходиться идти на просьбы командования и брать инициативу в свои руки. Конечно хорошо когда у тебя есть боевой и казарменный опыт, а что делать женщинам, которые проводят уроки ОБЖ в школах и понятия не имеют о чем идет речь на тактическом поле. Она никогда не покажет как изготовиться к стрельбе или не наденет средства защиты кожи. Большая и непродуманная политика по моему мнению ведется у нас в стране в плане допризывного контингента граждан. А вот в последнее время что-то не клеится разговор у нас с НАТО — ской организацией.

Посыпались угрозы и с нашей стороны о размещении стратегических сил на I Калининградской и Турецкой сторонах. Кто знает, чем это может закончиться?

Экипировка обучающихся допризывников

Контингент лагерного сбора должен быть одет в спортивную форму, обязательно иметь головной убор с козырьком, лучше всего — это бейсболка. Так как лагерный сбор проходит в мае месяце, а это непредсказуемая погода нужно обязательно иметь ветровку, сменную обувь, потому что утренняя роса на полигоне стоит до 10 часов. Для сна лучше всего запастись свитерком под горло и вязаной шапочкой — это дает возможность после тяжелого дня хорошо выспаться и не достают комары.

Спрашивается для чего бейсболка — ответ простой, чтобы научить курсантов сбора прикладывать руку к головному убору на строевой подготовке. Шерстяные носки самый лучший вариант, чтобы не натереть мозоли. Совсем неплохо будет иметь зонтик для того чтобы ночью когда будет моросить дождик сбегать по нужде, потому что туалет находится в лагере на расстоянии не менее 75 метров.

Распорядок дня в военно-полевом лагере

В приложении №7 к Инструкции (п.44) приказа дается образец распорядка дня на учебных сборах. Вся беда в том, что приказ этот писал военный человек, у которого запрограмированы установки на полное извлечение максимума пользы для достижения выполнения общевоинских уставных задач.

Наша цель не полное истребление всех физических и моральных сил юношей, а создание привлекательности к воинской профессии^ Надо так спланировать трудовой день, чтобы ребята смогли позаниматься массовыми видами спорта, посидели у костра, пообщались, поспорили о проблемах вооруженной защиты государства. Для этих целей нужно обязательно привлечь детские творческие коллективы, чтобы они выступили перед юношами с программой военно-патриотической направленности.

Я предлагаю такой вариант распорядка дня, который не будет противоречить требованиям санитарно-надзорных органов. По закону мы не можем нагружать детей старшего школьного звена: бфлее 7-ми часовой академической нагрузки, стало быть,

45 минут умножим та 7 получается 5 часов 15 минут. Все остальное время мы попробуем привязать к главному требованию — разрыв между приемами пищи не должен превышать 6-7 часов. 5 часов 15 минут плюс 15 минут для того, чтобы положить оружие, плюс еще 15 минут, чтобы навести порядок в гигиеническом плане. Это время вполне приемлемо для того , чтобы выдержать разрыв между приемами пищи. Спрашивается, зачем разрывать часы учебных занятий на дообеденное и послеобеденное время. После обеда уже пропадает тяга к знаниям по вполне понятным причинам. На личное время и спортивно-массовую работу отводится всего 2 часа, а молодежь только войдет в азарт, раскачается, разогреется, например, ад футбольном иоле, а мы им сорвем охоту.

Общий подъем в 7.00. — согласен, а вот физическая зарядка в 7.1(1 «это не серьезно. Здесь не учтены очень важные аспекты расположения лагерной жизни, туалет не ближе чем 75 метров, кроме того места там не стационарные и рабочий день начнется с окриков и порицаний из-за опозданий на физическую зарядку, а сама зарядка станет на много короче запланированной распорядком дня, а это очень важный элемент общефизического укрепления здоровья молодого организма.

Завтрак можно перевести на более позднее время. Зачем делать утренний осмотр, если при построении на зарядку командир взвода увидел своих подчиненных^ определил, что они здоровы и бодры. Кроме того, что проверять у юношей — это же не солдаты, у которых нужно проверить чистоту и подгонку военной формы и других элементов общевоинского быта. Стало быть, у нас в запасе остается еще 10 минут для качественного проведения уборки помещений и территории.

На завтрак нужно добавить 10 минут, потому что на поле мыть посуду должен каждый за собой, а это с непривычки дело хлопотное. Отбой по моему опыту можно перенести на 23 часа. 8 часов вполне достаточно для восстановления молодого организма. И так мой вариант распорядка дня.

РАСПОРЯДОК ДНЯ учебных сборов

Содержание мероприятия

Начало

Конец

Продолжит.

1

Подъём

7.00

2

Утренний туалет

7.00

7.10

10 минут

3

Физическая зарядка

7.10

7.50

40 минут

4

Заправка постелей и уборка помещений и территории

7.50

8.10

20 минут

5

Умывание

8.10

8.30

20 минут

6

Завтрак

8.30

9.00

30 минут

7

Построение и развод на занятия

9.00

9.10

10 минут

8

1 час занятий

9.10

9.55

45 минут

9

2 час занятий

10.05

10,50

45 минут

10

3 час занятий

11.00

11.45

45 минут

11

4 час занятий

11.55

12.40

41 минут

12

5 час занятий

12.50

12.35

45 минут

13

6 час занятий

12.45

13.30

45 минут

14

7 час занятий

13.40

14.25

45 минут

15

Мытье рук

14.25

14.35

10 минут

16

Обед

14.35

1,5.15

40 минут

17

Послеобеденный отдых (сон|

15.15

16.15

60 минут

18

Заправка постелей

16.15

16.25

10 минут

19

Спортивно-массовая работа

16.25

18.25

120 минут

20

Личное время

18.25

19.25

60 минут

21

Мытье рук

19.25

19.35

10 минут

22

Ужин

19.35

20.05

30 минут

23

Воспитательная работа

20.05

21.05

60 минут

24

Личное время

21.05

22.05

60 минут

25

Вечерняя прогулка и разучивание строевой песни

21.05

22.05

60 минут

26

Вечерняя поверка

22:30

22.40

10 минут

27

Мытье ног и приготовление ко сну

22.40

S.00

20 минут

28.

Отбой

23.00

Обязательное условие утверждения этого и любого другого распорядка дня должно быть строго согласовано с органами санитарно — эпидемиологического контроля, сообщено им месторасположения военно-спортивного лагеря н они должны точно знать b держать постоянную связь с медицинской службой этого формирования и к лагерю должен быть прикреплен на постоянной основе санитарный автомобиль.

Администрация лагеря и ее должностные обязанности

Начальником учебных сборов целесообразно назначать руководителя методического объединения преподавателей — организаторов ОБЖ, так как он хорошо владеет обстановкой, знает сильные и слабые места преподавательского корпусар способен сплотить и направить творческие замыслы коллектива на качественное выполнение поставленных задач в Совместном приказе МО РФ и МО и Н РФ.

Начальника штаба учебных сборов можно назначить любого ответственного преподавателя-организатора владеющего азами штабной культуры, который будет совмещать должность и командира роты сборов.

Заместитель начальника по тылу должен быть обязательно из состава воинских формирований — тот, которому подчинена полевая кухня и столовое хозяйство* н дослуживающий персонал прикухонного хозяйства должен быть из состава штатного подразделения тыла, который имеет соответствующую специальную подготовку.

Заместитель по воспитательной работе должен быть психолог по образованию он может как состоять в штате образовательного учреждения, так и назначенный из детской комнаты милиции из комитета по молодежной политике.

Все функциональные обязанности хорошо прописаны в пунктах №№39 — 43 и не требует особенной корректировки. Все возникающие вопросы лагерной жизни решаются коллегиально при принятии решения, но после его принятия вступает в силу закон ЕДИНОНАЧАЛИЯ.

Организация питания

Как я уже упоминал выше, питание организует воинская часть, но это не обязательное условие. Сейчас очень много коммерческих предприятий, которые вполне могут составить конкуренцию налаженному военному быту и предложить хороший сервис за приемлемую цену. Все зависит от кошелька спонсора. Будут некоторые проблемы с обеспечением водой. Как показал опыт предыдущих сборов, воду, привезенную в военных цистернах, пить по жаре не всегда безопасно и нам приходилось закупать минеральную воду в бутылках, а ее трудно напастись, но если поставить под строгий учет употребление воды во время полевых занятий, то можно четко рассчитать норму потребления влаги в сутки. Научно доказано, что при высоких нагрузках в жару человеку нужно около 4-х литров воды в сутки.

>Очень важное хочу отметить. Молодой организм после хорошей нагрузки сильно потеет и нам постоянно не хватало воды в умывальниках, возникали постоянные недовольные высказывания в адрес администрации по этой проблеме. Автомобиль у военных был один, на нем возили продукты и он использовал прицеп для подвоза воды, а такой вариант всегда создавал задержку с подвозом воды, так как воду нужно было закачать из водозаборника в / ближайшем населенном пункте, который располагается примерно в 10 км от лагеря, да и время на закачку время на закачку требуется не малое. Поэтому обязательно нужно предусмотреть специальный автомобиль для подвоза воды.

Совсем хорошо было бы организовать, а точнее согласовать с какой-нибудь торговой; организацией подвоз автофургона-автолавки с печеной продукцией, гигиеническими принадлежностями. Только такой вид обслуживания должен быть согласован с администрацией и осуществляться только после занятий в часы спортивно-массовой работы и личного времени участников сборов.

Запретить категорически хранить в спальных помещениях скоропортящиеся продукты и не разрешать употреблять всевозможные пряности и сладости типа тортов и бизезаправленных печеностей. Разрешать прием всевозможных кушаний, которые обязательно привезут сердобольные родители только в столовой под наблюдением санитарного работника лагерного сбора.

Вот собственно и все премудрости организации питания. Все остальное, как я уже говорил, зависит от кошелька спонсора.

Организация оперативного дежурства в лагере

Я, конечно, понимаю предлагать и советовать можно до бесконечности, но и без них не обойтись. Мне хорошо известна специфика полевой жизни и от всей заскорузлой офицерской души хочется, чтобы будущим защитникам отечества понравилась нелегкая солдатская судьба, чтобы они почувствовали прелести солдатской каши у костра, чтобы они понюхали солдатского пота, хоть немножко поняли, что такое недоспать, замерзнуть, истечь потом. Жизнь прожить и не перейти поле брани — скучная затея для мужчины.

И наконец, несколько слов об организации боевого дежурства на территории полевого расположения допризывного состава. Обязательно и даже необходимо организовать круглосуточное дежурство в лагере. Такое дежурство дисциплинирует всех от начальника до последнего подчиненного. Дежурный должен вызывать на генеральную линию весь личный состав для построения или требовать прибытия соответствующей дежурной службы. Охранная служба должна строго следить за появлением на территории посторонних лиц. Не исключено, что под видом дружеского посетителя появится товарищ с бутылкой спиртного, как это было на прошлых сборах, а еще опаснее, если появится распространитель какого-* нибудь опасного зелья. Если лагерное имущество будет принадлежать воинской части, то за утерю или недостачу имущества, находящегося в палатке придется платить, опыт такой у нас есть. Для более правдоподобной служебной деятельности нужно организовать фельдегерьскую службу и службу посыльных. Как я уже отмечал, без полицейских обойтись нельзя. Полиция должна круглосуточно контролировать обстановку и в зародыше гасить возникающие конфликтные ситуации.

Очень даже обязательно проводить в лагере тревожные ночи с применением I пиротехнических средств, чтобы создавать иллюзию боевой обстановки. Жестко и строго требовать прекратить курение на территории лагеря, не дай бог в палатках! К сожалению на прошлых сборах пришлось разрешить курение за территорией лагеря, потому что значительное количество ребят пристрастились уже к этому занятию.

Я прошу извинения у члена комиссии, которому досталось читать мой труд, потому что за работу я взялся поздновато. Это время как раз совпало с подготовкой и проведением олимпиады и поэтому изложение материала может показаться несколько сумбурным, но я старался и хотел как лучше, ну а что получилось решать Вам.